Синдром эмоционального (профессионального) выгорания у педагогов (СЭВ)
Синдром эмоционального (профессионального) выгорания у педагогов (СЭВ)
В настоящее время проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд педагога, воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, со временем педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».
Синдрому эмоционального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми. По частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний профессию педагога можно отнести к «группе риска». Профессии педагога и психолога – это специальности, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики.
Почему это происходит?
- во первых, профессия педагога относится к публичным профессиям, т. е. педагог ежедневно общается с огромным количеством людей (детьми, родителями, коллегами) это требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение;
- кроме того, работа педагога сопряжена с огромной физической и эмоциональной нагрузкой, с противоречивыми мыслями и чувствами, сомнениями и отчаянием, что приводит к истощению эмоциональных ресурсов и как следствие возникновение стрессовых состояний;
- помимо этого, педагоги часто не испытывают удовлетворение от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом;
- и наконец, педагоги вынуждены постоянно повышать свой профессионализм, чтобы быть в курсе инноваций и соответствовать предъявляемым требованиям что, в свою очередь, ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам.
Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации, возникающей от нервно-психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального (профессионального) выгорания.
Эмоциональное выгорание это, своего рода, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Развитие синдрома происходит постепенно. Выделяется три фазы формирования выгорания:
1. Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.
2. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
3. Фаза истощения, которая характеризуется общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.
В качестве основных симптомов эмоционального выгорания выступают: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонница; негативное отношение к воспитанникам, клиентам; негативное отношение к самой работе; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); плохое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины.
Выделяются три основных вида эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукции профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, это бесчувственное, негуманное отношение к детям у педагогов и к клиентам – у психологов.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у педагога чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Важно отметить, что эмоциональному истощению больше подвержены женщины, тогда как у мужчин выгорание проявляется в виде деперсонализации.
Можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Это внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:
– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей);
– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой, несоответствие результатов затраченным сила, неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе.
К внутренним факторам относят:
– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
– личностный фактор: тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами.
Последствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
Напряженными для педагога могут быть ситуации:
- взаимодействия с детьми, связанные с нарушением дисциплины и конфликтами между ними;
- взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях;
- взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, конфликтностью самих родителей.
- низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы. Неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности педагогов.
Данное явление «заразно»: те, кто подвержен СЭВ, становятся циниками, негативистами и пессимистами, и, более того, они могут быстро превратить целую группу коллег в собрание «выгорающих».
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, чья деятельность невозможна без общения. Это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоциональных и энергетических ресурсов педагога.
Выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно и проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:
Первая стадия:
- начинается с приглушения эмоций, сглаживания остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Вторая стадия:
- возникают недоразумения с клиентами или обучающимися, при этом профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии воспитанников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Третья стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было.
Следствием эмоционального выгорания является:
- Снижение самооценки. Такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию, которые со временем это могут перейти в агрессию и отчаяние.
- Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими лицами.
- Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышению артериального давлению, потере или увеличению веса, бессоннице, синдрому хронической усталости и т.д.
Как следствие, в дальнейшем могут развиться серьезные психосоматические заболевания и невротические расстройства.
«Выгорание» не ограничивается только профессиональной деятельностью человека и приводит, в конечном счете, к серьезным деформациям личности. То есть нельзя быть «выгоревшим» на работе и «нормальным» дома. Поэтому существует такой термин, как «выгорание личности».
По уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Следовательно, «выгоревший» человек не является здоровым. Он, в зависимости от степени выраженности симптомов, может быть либо в так называемом «третьем состоянии» («предболезнь» – ещё не болезнь, но уже и не здоровье), либо, при наличии достаточных клинических признаков для того или иного диагноза, его следует считать больным со всеми вытекающими последствиями.
Синдром «выгорания» – весьма негативный феномен не только для личности «выгорающего», но и для социума, поскольку отрицательные последствия профессионального «выгорания» являются общественно-опасными, т.к. деятельность «выгоревших» педагогов чревата ухудшением психического и физического здоровья детей.
Самое главное при эмоциональном выгорании – признание его существования и принятие на глубоком уровне своей внутренней проблемы и боли.
В профессиональной сфере для успешной работы с эмоциональным выгоранием необходимо:
- соблюдать баланс в работе – не браться за работу непосильную в данный момент жизни, позволять себе делать перерывы, расслабляться, выполнять физические упражнения, прогуливаться на свежем воздухе;
- поддерживать отношения с коллегами и друзьями;
- получать психологическую помощь, посещать тренинги.
Если работа станет содержанием вашей жизни, от этого пострадает и личная жизнь, и профессиональная деятельность. Кроме того, это будет плохим примером поведения для ваших воспитанников или клиентов, а также обеднит личность. В своей личной жизни важно найти возможность проявить себя в качестве, противоположном тому, которое требуется на работе. Например, если работа требует от вас быть собранным, следовать правилам, то важно найти пространство, где вы можете быть спонтанным, расслабленным, беспечным.
Необходимо помнить, что если человек выгорел однажды, восстановить ресурс психологического, физического, эмоционального здоровья очень сложно!
Учитывая, что диагностика эмоционального выгорания довольно объемна и требует значительных усилий, как со стороны психолога, так и клиента, а психокоррекционные мероприятия не ограничиваются 1-2 часами, а требуют нескольких дней, то в целях профилактики СЭВ можно порекомендовать:
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относится к конфликтам на работе;
- уделять внимание физическому здоровью;
- начать заботиться о психическом здоровье;
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем;
- стараться смотреть на жизнь с юмором.