Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении

Оказание психологической помощи детям 5-10 лет с проблемами в поведении

Текст записи: 

 

 

Агрессивность, замкнутость, тревожность, застенчивость, детские страхи, синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью, задержка психического развития  –    основные  проблемы в поведении детей младшего школьного возраста, вынуждающие родителей обращаться за психологической помощью. Настоящие методические рекомендации содержат описание основных признаков указанных выше особенностей личности ребенка, методы диагностики, а также примеры психокоррекционных мероприятий, направленных на устранение их причин и симптомов.

Разработаны на основе имеющихся научных знаний по данной проблематике и  личного опыта автора.

Рекомендованы для психологов и педагогов-психологов, работающих с детьми.

 В настоящее время существует огромное множество факторов негативно влияющих на общее психоэмоциональное состояние ребенка. Эмоциональный фон детей подвержен влиянию любого аспект окружающей их действительности. Это могут быть как отношения с родителями, учителями, сверстниками, старшими детьми, возрастающие школьные нагрузки, так и социально-экономические, экологические факторы. Зачастую дети не могут «переварить» весь поток, обрушивающейся на них информации. Всё это негативно отражается на их психологическом здоровье. Помимо внешних факторов на поведение ребенка влияет и его врожденные характеристики, такие как темперамент, генетическая предрасположенность к определенным реакциям, особенности внимания, мышления, восприятия, памяти. Не следует забывать и о возможности наличия в некоторых случаях органических нарушений той или иной степени тяжести.

Психокоррекционная работа с такими детьми включает в себя три этапа: диагностику, непосредственно коррекцию и оценку динамики реакций.

Однако прежде чем приступить к коррекционным мероприятиям, необходимо провести беседу с родителями, т.к. основным фактором, влияющим на развитие личности ребенка, являются внутрисемейные, а также детско-родительские отношения. Сокращение свободного времени родителей из-за необхо­димости поиска дополнительных источников дохода, пси­хологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у ро­дителей раздражительности, агрессивности, синдрома хро­нической усталости. Многие родители, находясь под прес­сом возникающих проблем, считают возможным выплес­нуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, ко­торый не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии с их стороны. Именно таким образом дети становятся полнос­тью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом ска­зывается на здоровье, установках в об­щении и поведении на этапе взросления.

Характерными особенностями патогенного родительского поведения являются следую­щие ситуации:

       - когда родители не удовлетворяют потребности ре­бенка в любви и полностью отвергают его;

       - когда ребенок является в семье средством разреше­ния конфликтов между супругами;

       - когда родители используют в качестве дисципли­нарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

       - когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприят­ностей;

       - когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенно­стям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль вос­питания, помочь родителям адекватно относиться к про­блемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки. С одной стороны, родители, считая поведение своего ребенка проблемным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубля­ют ситуацию. С другой стороны, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрас­том ситуация улучшится сама по себе. От особенностей родителей будет зависеть стратегия рабо­ты с ними и с ребенком.

Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положитель­ных сдвигов со специальных занятий в реальную повсе­дневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей необходимо делать на просвещении.

При беседе с родителями важно обратить внимание на их общее эмоциональное состояние. Понятно, что ребенок, у которого тревожная или импульсивная мать, и сам будет замкнут, застенчив, тревожен или агрессивен. Здесь также важно выяснить причину подобных родительских неврозов, а в некоторых случаях и предложить соответствующую помощь. Кроме того, часты случаи неосознанного эмоционального шантажа со стороны ребенка, что также является существенным упущением со стороны родителей.

Основными проблемами в поведении ребенка, заставляющими родителей обращаться за психологической помощью являются:

1) агрессивность;

2) страхи;

3) застенчивость, замкнутость и тревожность;

4) синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью (СДВГ);

5) задержка в психическом развитии (ЗПР).

1. Основные методы диагностики

Одним из основных условий эффективности работы с детьми является грамотно построенная система дифференциальной комплексной диагностики. Саму процедуру обследования можно начинать только после установления контакта психолога с ребенком.

Комплексная диагностическая программа должна включать в себя тестовые методики, направленные на исследование:

I. Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности:

        - тест «Лесенка»;

        - шкала «Самооценка ребенка» А.И.Баркан;

         - интервью «Волшебный мир»;

        - тест «Несуществующее животное»;

        - тест «Дом. Дерево. Человек»;

        - графическая методика «Кактус»;

        - тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен);

        - тест на оценку уровня тревожности А.И.Захарова (опросник для родителей).

II. Диагностика внимания:

        - методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина;

        - методика «Найди звук» Н.И.Гуткиной;

        - методика изучения внимания П.Я. Гальперина и С.Л.Кабылициной;

        - методика «Устойчивость внимания»;

        - методика «Распределение внимания»;

        - диагностика переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел и переключением».

III. Диагностика памяти:

        - методика «Диагностика типа памяти (слухового, зрительного, моторно-слухового, зрительно-слухо-моторного)»;

        - методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;

        - методика «Диагностика объема логической памяти»;

        - методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.

IV. Диагностика мышления:

        - методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене;

        - методика «Диагностика уровня развития мышления школьника» А.З.Зака;

        - методика «Простые аналогии».

V. Диагностика детско-родительских отношений:

        - опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»;

        - тест «Кинетический рисунок семьи»;

        - методика «Интервью с ребенком» А.И.Захарова;

        - опросники и шкалы для выявления внутрисемейных отношений:

1) шкала привязанности ребенка к членам своей семьи;

2) шкала соперничества между детьми;

3) шкала степени отверженности ребенка в семье.

2. Агрессивное поведение

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ до­стижения цели.

Прежде всего,  необходимо отметить, что психологически грамотным является разделение понятий «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызываю­щее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, но важно помнить, что для ребенка агрессивность может выступать, например, как форма протеста против ограничений либо как защитная реакция психики из-за наличия страхов или тревожности.

Факторами, влияющими на ее по­явление, являются:

- стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

- повсеместная демонстрация сцен насилия;

- нестабильная социально-экономическая обстановка;

- недостаток двигательной активности;

- дефицит родительского внимания, когда ребенок всеми силами пытается привлечь его к себе, пусть даже в виде негативной родительской реакции. В таких случаях, для ребенка уже становится важным сам факт внимания, пусть даже в виде агрессии, раздражительности, крика и проч. Не рассчитывая уже на положительное внимание, дети всеми доступными для них способами пытаются привлечь хотя бы какое-то.

- индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.);

- повышенная тревожность, страхи;

- низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков;

- неудовлетворенность ребенка статусом в группе (необладание красивыми игрушками, наличие обидных прозвищ, внешняя привлекательность, позитивная оценка со стороны взрослого);

- социально-культурный статус семьи и т. д.

При проведении психокоррекционных мероприятий важно не только выявить причину агрессивности, но и подобрать соответствующие игры, способствующие выходу скопившейся негативной энергии. Некоторым детям помогает битье подушки, другим необходимо что-то порвать или сломать, либо сделать то, что в обычной жизни им запрещается. Например, источником напряженности и агрессивности у 10-летней девочки являлась няня, которую все вокруг хвалили. При конфликтах с ней, родители становились на сторону няни и угрожали тем, что разлюбят и откажутся от ребенка, если он не будет ее слушать. Положительного терапевтического эффекта удалось добиться, всего лишь, разрешив спародировать ее движения, речь, манеры и проч. и просто выслушав все претензии, которые никто из членов семьи слышать не хотел и запрещал произносить.

3. Детские страхи

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей. Иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Кто-то отказывается кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, кто-то убегает от приближающейся собаки, не остается один, не идет к врачу...

Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа.

Дети испытывают страх чаще, чем мы думаем. На каждый случай открытого выражения страха приходится много случаев страха скрытого. Дети обучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы угодить родителям или не пугать их своими переживаниями.

С детьми нужно разговаривать об этих страхах. Некоторые из таких страхов возникают в результате ошибочных представлений, другие основываются на реальных ситуациях или появляются вследствие неравного положения ребенка в обществе. Он нуждается в том, чтобы все его страхи признавались, принимались, уважались. Только тогда, когда они рассматриваются открыто, ребенок может обрести силу, достаточную для взаимодействия с окружающим миром, который временами пугает его. Некоторые страхи у детей становятся навязчивыми, превращаются в фобии, возрастают до такой степени, что усилия, предпринимаемые для того, чтобы избежать вещей или ситуаций, вызывающих страх, мешают жить.

Однако необходимо отметить, что наряду с такими страхами существуют другие – устойчивые невротические страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый. Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психологических и возрастных особенностей, о наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Они болезненно заострены или сохраняются длительное время, искажая личность ребенка, отрицательно влияя на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления. Это тот случай, когда ребенок нуждается в профессиональной помощи психолога. Соприкосновение со скрытыми чувствами, которые связаны со специфическим страхом – необходимый шаг в начале терапевтического процесса.

При психокоррекции очень полезна бывает рисуночная терапия. Используя рисунок, ребенок может «отреагировать» все свои болезненные воспоминания на бумагу. Однако мало просто изобразить страх, а потом порвать рисунок и пытаться убедить ребенка в том, что страх исчез. Необходимо предоставить ребенку возможность пофантазировать. Например, 7-летний ребенок на просьбу изобразить то, чего он боится нарисовал настенные часы, утверждая, что когда он один дома, то он боится их тиканья. Предложив ему составить рассказ по рисунку, выяснилось следующее: «Когда я один дома, то боюсь, что кто-то войдет в дверь или окно». Усвоив необоснованность таких страхов при закрытых дверях и окнах с решетками, он продолжил рассказ, одновременно дорисовывая: «Вот входит кто-то, кого я не вижу (рисует ноги), потом идет и надевает папины брюки, рубашку, шапку» и довольно громко выкрикивает «У него папино лицо – это папа».  После некоторой паузы: «Я боюсь папу!» (пишет большими буквами слово «ПАПА» и добавляет несколько восклицательных знаков), потом дорисовывает папину руку и число «10», поясняя при этом, что папа 2 года назад бил по голове 10 раз. Как выяснилось, папа в настоящий момент не применял физические наказания, поэтому сознательно у ребенка не было повода бояться отца. Однако, его недовольство и повышенный тон пугали ребенка, но понимая невозможность физической агрессии, но при этом испытывая беспокойство, ребенок выбрал в качестве объекта боязни настенные часы. Как только вытесненное в бессознательное дошло до сознания – страх исчез.

В другом случае, 10-летняя девочка боялась всего вокруг: спать одной, змей, которые на Кавказе вообще не водятся, что ее ужалит оса, если она будет есть мороженное, заражения крови, смертельных болезней и проч. При проведении рисуночной терапии она взяла карандаш и стала интенсивно водить по нему карандашом, до дыр. Подобным же образом она изрисовала еще 3 листа, после чего стала их рвать на мелкие кусочки, разбрасывать повсюду (к удивлению своей матери). Закончив она облегченно вздохнула. После некоторых бесед выяснилось, что причиной страхов была вытесненная агрессия на членов семьи (маму, папу, сестру). Не имея возможности прямо проявить свой гнев (т.к. это неприлично, некрасиво для девочки, и недопустимо по отношению к родителям), негативная энергия была вытеснена в бессознательное и проявилась в виде устойчивых страхов.

4. Застенчивость, замкнутость и тревожность

Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негатив­ную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д.).

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Проблема состоит еще и в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредоточивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые. Часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом, у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности и способствуют выработке у него психологической за­щиты, заключающейся в том, что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя».

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Взрослые, как правило, довольны такими детьми, потому что они причиняют мало беспокойства. Проблемы становятся очевидными только в том случае, когда ребенок начинает проявлять чрезмерную замкнутость. Он может разговаривать только в случае необходимости или вообще не разговаривать. Он может говорить очень тихо, почти шепотом. Он может держаться в стороне от всех, бояться присоединиться к группе детей или предпринять что-то новое. Он часто одинок, у него нет друзей или их слишком мало.

Учитывая стереотипы социального поведения, связанного с полом, мальчики в этих случаях попадают на психокоррекцию в более раннем возрасте. Немногие родители хотят видеть своего сына тихим и робким. Тихое и застенчивое поведение девочек выглядит более привлекательным, ободряемым обществом. Поэтому девочки начинают вести себя таким образом потому, что подобное поведение получает одобрение, и до того времени, когда чрезмерная выраженность такого поведения девочки вызывает обеспокоенность, проходит большой срок. На психокоррекцию их приводят уже в подростковом возрасте.

Замкнутые дети всё таят внутри себя. В каком-то отношении они научились держать язык за зубами (слишком много было кем-то когда-то сказано, и они усвоили этот урок). Такие дети охотно замолкают, храня про себя свои чувства и переживания. Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с ребенком, который замолчал? Вы можете говорить, но ребенок не будет принимать в этом участия.

При проведении психокоррекции необходимо деликатно подходить к такому отгороженному ребенку. Этот ребенок черпает силу в своей замкнутости и не склонен возвращаться из своего отдаления. Мать одного из таких детей сказала: «Он никогда ничего не говорит! Это сводит меня с ума!». Не разговаривая, этот ребенок использует свое единственное оружие против требований матери. Он хорошо успевает в школе, выполняет свои домашние обязанности, соблюдает правила, не хнычет и ни на что не жалуется, не плачет, не толкается, не ссорится и не' кричит. Но он разговаривает, только при крайней необходимости.

Такой ребенок не пользуется таким оружием сознательно. В какой-то момент своей жизни он усваивает, что должен делать, и даже если обстоятельства изменились, он все равно делает это. Он может вести себя так и потому, что ощущает опасность, когда ведет себя открыто или вступает в беседу. Важно помочь ему найти другие источники силы, чтобы он мог свободно осуществлять выбор, свободно решать, вступать ли ему в беседу или воздержаться от контакта. Пока ребенок так строго контролирует свои контакты, от него остаются скрытыми многие стороны его жизни и он не может позволить себе свободных чувств, свободного познания, развития, он не может совершенствоваться во многих областях, хотя испытывает такую потребность.

Важно принимать ребенка таким, какой он есть. Во время занятия он выполняет требования беспрекословно. Но общаясь, он пожимает плечами, использует уклончивые фразы и часто говорит: «Я не знаю».  При этом важно помнить, что при всем кажущемся равнодушии и молчаливости такого ребенка, он прекрасно вас слышит и понимает. В этом случае, важно выяснить какая сфера деятельности его наиболее привлекает, и проводить коррекцию, апеллируя именно к его интересам. Например, играя в игру «Волшебный мир» удалось выяснить одно из желаний ребенка – научиться читать мысли других людей. Рассказывая в доступной для ребенка форме о языке телодвижений и физиогномике, удалось обратить внимание на то, какое впечатление он производит на окружающих людей своим поведением.

Отгороженность ребенка, состояние изоляции часто возникает потому, что он не может принимать участие в свободном и безопасном межличностном общении. Он испытывает затруднения в выражении своих чувств: восхищения или гнева. Он обычно укрывается в безопасном месте, чтобы не оказаться отверженным или обиженным. У него нет опыта спонтанных проявлений, и они пугают его, хотя он может воспринимать такие проявления у других людей, испытывать желание вести себя более непринужденно и открыто. Люди воспринимают замкнутого ребенка как кроткого, боязливого, застенчивого, подавленного, а иногда как сноба, предпочитающего держаться особняком. Поскольку он необщителен и неразговорчив, он представляется даже скучным, возможно даже невоспитанным, хотя может вполне успешно учиться в школе. На него могут повесить ярлык шизоида. Важно помнить, что чем старше человек, тем труднее с годами пробиться через создавшуюся защитную стену.

5. Синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью

Выделяется комплекс клинических прояв­лений синдрома дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью у детей:

- беспокойные движения в кистях и стопах;

- неумение сидеть на одном месте;

- легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;

- нетерпеливость;

- неумение доводить начатое до конца;

- очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;

- болтливость;

- неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;

- отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;

- спонтанность и необдуманность действий;

- суетливость;

- несформированность мелкой моторики;

- неразвитость речи;

- малая продолжительность сна и трудности при за­сыпании.

Более или менее отчетливыми проявления СДВГ ста­новятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувстви­тельностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.

Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблю­дается вспыльчивость, агрессивность, что часто приво­дит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драч­ливостью и неумением играть.

Из-за их якобы эмоциональной черствости им трудно устанавливать дружеские отношения. Взрослые характе­ризуют таких детей как недисциплинированных и неуп­равляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной не­ловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.

Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверх­ностны. Их трудно увлечь чем-либо. Они скорее любо­пытны, чем любознательны. Постоянно находясь в дви­жении, ребенок с СДВГ ежеминутно что-то трогает, хва­тает, задает массу вопросов. Из-за неумения слушать он удовлетворяется первыми же словами ответа и не стре­мится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены. Такое положение дел предопределяет неус­певаемость при систематическом обучении в школе. Не­способность сконцентрировать внимание обуславливает учебные неудачи, внимание является одной из важнейших функций и иг­рает первостепенную роль для процесса мышления, абст­ракции и мотивации.

Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характер­ны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низ­кая умственная работоспособность. Свидетельством повы­шенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходи­мого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособно­сти (5-15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ре­бенок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной дея­тельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невоз­можность работы в общегрупповом режиме.

Необычность поведения детей с СДВГ не является ре­зультатом дурного характера, упрямства или невоспи­танности, как считают многие взрослые. Можно утверж­дать, что это – специфическая особенность психики, обус­ловленная как физиологическими (нарушения деятель­ности отдельных структур мозга, наследственность, па­тологии беременности и родов, инфекции и интоксика­ции в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами.

При коррекционной работе большое значение необходимо придавать методам, обеспечивающим гиперактивным детям возможность сконцентрировать внимание на самих себе. Когда их ощущение самих себя становится острее, увеличивается внутренний контроль, который поначалу казался недоступным. Прогресс обнаруживается при переходе от простых сенсорных и тактильных занятий (работа с песком и водой, глиной, рисование красками с помощью пальцев) к деятельности, включающей больший объем движений. От тренировки движений, связанных с управлением дыханием, и обучения релаксации можно переходить к более широкой гамме движений. Дети нуждаются в возможности сделать свой собственный выбор, создать свои собственные формы самоконтроля.

Однако в работе с детьми нельзя допускать вседозволенности, а в особенности при работе с гиперактивными. Существует ошибочное мнение о том, что в кабинете у психолога можно делать все, что захочется. На самом деле это не так! Ребенок, действительно, может и должен играть с любой игрушкой, свободно перемещаться по кабинету, прыгать, бегать, кричать, но это не означает, что ему можно залезть в шкаф или стол психолога, трогать, ломать или портить чужие вещи. Очень важно установить правила, необходимые для безопасности ребенка и собственного комфорта. Как правило, гиперактивные дети отличаются еще и недостатком воспитания, т.е. родителям таких детей, в силу их особенностей, трудно привить элементарные нормы поведения в социуме, что еще сильнее усугубляет положение таких малышей. Со временем они начинают раздражать даже своих сверстников. Более того, такие дети чаще подвергаются физическим наказаниям со стороны родителей. Как следствие, у гиперактивных детей нарастает раздражительность, агрессивность, тревожность, а это, в свою очередь, ведет к отклонению от принятых в обществе норм поведения. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.

Обобщенная система психо­логической коррекции может вклю­чать следующие аспекты:

- физическая реабилитация;

- обучение навыкам саморегуляции;

- развитие коммуникативных навыков;

- коррекция негативных эмоций;

- развитие дефицитных функций в системе синдрома.

Физическая реабилитация детей с СДВГ должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхатель­ную мускулатуру. Важно указать на то, что мнение о не­обходимости больших физических нагрузок, якобы сни­мающих возбуждение и гиперактивность с детей с СДВГ, является ошибочным. Нервная система этих детей устро­ена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной активности, являющейся симптомом усталости. Поэтому детям с СДВГ показаны физические упражнения аэроб­ного характера, способствующие улучшению деятельно­сти сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличе­нию выносливости, в отличие от упражнений анаэробно­го типа, увеличивающих силу и объем мышц. Кроме того, таким детям лучше избегать игр с сильно выраженным эмоциональным компонентом. Полезными будут такие виды спорта, как бег трусцой, плавание, лыжи. Помимо этого, можно рекомендовать массаж, для снятия гипертонуса мышц.

Обучение навыкам саморегуляции — это одно из са­мых трудных направлений коррекционной работы с гиперактивными детьми. Проблема состоит в том, что если ребенок, не страдающий СДВГ, может отвлечься от по­сторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии, то для ребен­ка с СДВГ раздражителем является буквально все. По­этому он может пытаться делать одновременно несколько дел, прислушиваться к чужому разговору и т. д. В итоге ни 'одно из дел не будет доведено до конца или будет сделано поверхностно. Отсюда же и постоянное «переска­кивание» с одного занятия на другое, невозможность чем-то увлечься хотя бы на более или менее длительное вре­мя. Здесь же кроется и причина неуклюжести таких де­тей, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, сталкиваются и натыкаются на мебель.

Этим и объясняется важность работы, направленной на развитие у детей с СДВГ умения сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение детей навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом.

Начинать лучше с внушения того, что расслабление и отдых – это не наказание, а удовольствие. Это важно в связи с тем, что как никому другому ребенку с СДВГ часто приходится слышать указания взрослых: «Лежи спо­койно!», «Не вертись!», «Успокойся!», выполнение кото­рых требует определенных волевых усилий. А именно с произвольностью и умением прикладывать усилия к до­стижению чего-либо, у детей с СДВГ большие проблемы в силу их особенностей. Задача взрослого на этом этапе — добиться того, чтобы дети почувствовали себя спокойно, ощутили внутренний комфорт и удовлетворение.

Развитие коммуникативных навыков у детей с СДВГ происходит поэтапно. Начинать необходимо с индивиду­альных занятий, в ходе которых ребенок должен научиться взаимодействовать с другим человеком, слышать его, осоз­навать правила поведения. После того как взрослый его сформулирует, ребенку предлагается повторить вслух ска­занное. Наиболее адекватно в этот период использовать игротерапию. В ходе игровых сеансов взрослый имеет возможность смоделировать различные ситуации, в кото­рых ребенок испытывает затруднения. Их проигрывание (может быть, и не без помощи взрослых) поможет найти ему адекватный способ общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь.

Гиперактивных детей часто характеризуют как конф­ликтных, агрессивных. В большинстве случаев причи­ной такого поведения является незнание приемлемых спо­собов выражения своих чувств, одобряемых способов до­стижения желаемого, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием навыков самоконтроля.

Развитие коммуникативных навыков теснейшим обра­зом связано с обучением навыкам саморегуляции и кор­рекции негативных эмоций. По существу, такое деление направлений работы очень условно, так как одно невоз­можно без другого. Работа в каждом из направлений должна вестись параллельно на фоне физической реабилита­ции после медикаментозного лечения в случае необходи­мости. Так, например, невозможно развивать навыки кон­структивного общения без коррекции агрессивности и кон­фликтности. В рамках этого направления необходимо научить детей владеть собой, своими чувствами. С дру­гой стороны, необходимо предоставить детям с СДВГ воз­можность отреагировать накопившиеся переживания, свя­занные с ограничениями и запретами. Это позволит ре­бенку переориентироваться с чувства постоянной неудов­летворенности собой (часто насаждаемой ему окружаю­щими) на позитивное самовосприятие и построение эф­фективного взаимодействия с миром.

В этом направлении можно использовать элементы пескотерапии, позволяющей в свободной форме выразить свои негативные чувства к окружающим. Кроме того, можно использовать такие игры, как дет­ский дартс с мячиком на липучке, «щит гнева», подуш­ку. Все они помогают снять агрессивность посред­ством ее активного выражения в действии (что запреща­ется ребенку в повседневной жизни).

Развитие дефицитарных функций в системе синдрома имеет своей целью компенсацию нарушенных функций внимания, произвольности, самоконтроля двигательной активности и поведения, основываясь на четкой поэтапности. На­пример, если начинать с развития устойчивости внима­ния, умения произвольно его переключать, то перехо­дить к развитию другого качества следует только после достижения устойчивого положительного эффекта. Затем можно упражнять ребенка в параллельном развитии сра­зу двух функций, например умения концентрировать внимание и навыков волевой регуляции своего поведе­ния.

В работе со взрослыми, и прежде всего родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия с ним. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка неэффективны. Эмоциональ­ный фон общения с ребенком должен быть ровным, пози­тивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуля­торами.

Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д.), так как ребенок просто не запом­нит их. Лучше давать следующее задание после выполне­ния предыдущего. Предполагается обязательный конт­роль качества выполнения поставленной задачи.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать «мож­но бегать на улице», чем «прекрати беготню!». Но еще более эффективно включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло.

6. Задержка психического развития

Задержкой психического развития определяют наиболее распространенное отклонение в психофизичес­ком развитии. Задержка психического развития пред­ставляет собой полиморфное нарушение, так как у од­ной группы детей может страдать работоспособность, у другой – мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений ЗПР определяется также глу­биной повреждений и/или различной степенью незрело­сти мозговых структур. Таким образом, это замедление развития психи-си ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в ин­теллектуальной деятельности.

Основными группами при­чин, обусловливающих нарушения психики являются:

- органические нарушения, которые задерживают нормальное функционирова­ние мозга и препятствуют его своевременному развитию;

- дефицит общения, стимулирующий задержку усвоения общественного опыта;

- дефицит соответствую­щей возрасту деятельности, что лишает ребенка возмож­ности полноценного освоения общественного опыта и, как следствие, затрудняет реализацию возрастных возможно­стей психического развития;

- травмирующее воздействие микросреды;

- некомпетентность окружающих ребенка взрослых.

Необходимо учитывать, что неполноценное развитие психики ребенка может обусловливаться как действием одной группы причин, так и их сочетанием. Поэтому при изучении индивидуального пути развития ребенка обычно выявляется присутствие суммарного негативного воздей­ствия как биологических, так и социальных факторов.

Общий запас знаний и представле­ний об окружающем у детей с ЗПР узок и ограничен. Активный и пассивный словарный запас беден, дети ис­пытывают трудности при звуковом анализе слов. Вследствие высокой истощаемости отмечается низкая работо­способность. Внимание неустойчивое, присутствуют труд­ности сосредоточения. Гораздо легче выполняются зада­ния, требующие включения наглядно-действенного мыш­ления по сравнению со словесно-логическим. Нарушено развитие всех видов памяти. Дети с ЗПР не умеют ис­пользовать какие-либо дополнительные вспомогательные средства запоминания. При выполнении задания ребенок нуждается в помощи взрослого для усвоения способа дей­ствия и осуществления переноса усвоенного способа на другие предметы. Тем не менее, дети с ЗПР проявляют способность принимать помощь, усваивать принцип дей­ствия и его перенос.

Выявлены особенности нравственной сферы личности детей с ЗПР. Они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции фор­мируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «теплых» отно­шений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустой­чивы. Свои особенности имеет и двигательная сфера. Дети с ЗПР обнаруживают отставание в физическом развитии, техника основных видов движений нарушена, особенно в таких характеристиках, как точность, координация, сила и т.-д. Основные нарушения касаются мелкой мото­рики, зрительно-моторной координации.

Одной из основных особенностей ЗПР является нерав­номерность нарушения психических функций. Например, мышление может быть сохранено по сравнению со вни­манием, памятью или умственной работоспособностью. Выявленные отклонения у детей с ЗПР отличаются из­менчивостью и неустойчивостью. Мотивация учебной де­ятельности у них формируется трудно, в связи с чем, не­успехи в школе либо просто не замечаются ими, либо вызывают стойкое негативное отношение к учебе в част­ности и к любой деятельности, требующей определенных усилий, в общем. Дети с ЗПР выраженно склонны к стереотипным действи­ям и способам решения задач. Индифферентное отноше­ние к умственной деятельности проявляется и в некри­тичном отношении к результатам выполнения задания. Такая некритич­ность свойственна и для их поведения в целом.

Коррекционно-развивающая работа с детьми определяется в соответствии с их образовательными по­требностями, обусловленными возрастом, степенью и мно­гообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Преж­де всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми си­туации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуа­ции, так и к межличностному взаимодействию. Наравне с познаватель­ным должно идти эмоциональное развитие детей.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.

В рисовании можно использовать следующие игры-уп­ражнения:

- срисовывание с образца;

- работа с трафаретами;

- обведение контура, обведение по внешнему и внут­реннему контуру;

- раскрашивание и штриховка.

В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц), так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.

Учитывая взаимосвязь развития движений паль­цев и интеллекта детей необходимо ис­пользовать пальчиковую гимнастику как метод коррек­ции интеллекта детей. Цель занятий — синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенци­альных способностей, памяти, внимания, речи, мышле­ния. Кроме того, можно применять дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка.

Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направлен­ные на развитие тактильной чувствительности:

- в емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка – найти ее и описать, не доставая;

- сортировка смешанных круп по отдельным коро­бочкам;

- выкладывание фигурок из круп;

- игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.

Кроме того, можно играть с различными видами кон­структора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.

Заключение

Выбор коррекционных ме­тодов зависит, прежде всего, от возраста и степени нару­шений, выявленных в ходе диагностического обследова­ния ребенка. Но не менее важным аспектом выбора явля­ются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста. Наибольший эффект достигается при применении рисуночной, игровой и сказкотерапии.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на недопустимость назначения психологом медикаментозного лечения. В случае если психолог подозревает необходимость такого лечения, то максимум, что он может сделать, это рекомендовать родителям обратится за консультацией к соответствующему специалисту: неврологу или психиатру, ортопеду и проч. Психолог, не имеющий соответствующего фармацевтического или медицинского образования, не имеет ни юридического, ни морального права назначать лекарственные средства. Не редки случаи, когда родители сами начинают давать раздражительным, агрессивным, гиперактивным или тревожным детям препараты, обладающие седативным эффектом или активизирующие работу мозгового кровообращения. В таких случаях необходимо обратить внимание родителей на недопустимость таких действий, т.к. это может нанести вред здоровью ребенка.

При работе с детьми с проблемами в поведении главное – сохранять спокойствие и не раздражаться. Необходимо помнить, что в основе отклоняющегося поведения лежат либо органические нарушения, либо недостаток любви, внимания, терпения и понимания со стороны родителей, а в некоторых случаях – и то, и другое. Ребенок в этом не виноват. Более того, ему приходится еще хуже, чем тем, кто его окружает. И об этом важно помнить!

 

Автор: Гуртуева В.М.,

 

педагог-психолог