Проективные методики

Проективные методики

Текст записи: 

Проективные методики – методик

Проективные методики – методики, основанные на феномене проекции. Термин “проекция” был введен Фрейдом еще в 1894 году в статье “Невроз страха”, где он писал: “Психика развивает невроз страха, когда чувствует себя неполноценной по отношению к задаче управления [сексуальным] возбуждением, возникающим эндогенно. То есть она действует так, если бы проецировала это возбуждение во внешний мир”. В 1896 году в статье “О защитных нейропсихозах” Фрейд более точно сформулировал, что проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и установок другим людям или внешнему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать таких “нежелательных” явлений в самом себе.

Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности,  предъявляемых  стимулов  и пр. в определенной степени зависят от потребностей, мотивов, установок,  психического состояния личности. Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм.

В психоанализе основным понятием выступает “бессознательное”. Бессознательное – сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируются.

Содержащиеся в бессознательном глубинные тенденции личности в эксперименте могут проявиться, если сознание испытуемого направить на решение особых заданий, характер стимульного материала которых снижает (или нейтрализует) тенденцию критического оценивания своих действий с точки зрения социальной желательности.

Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде “личностных смыслов” или “значимых переживаний”. Основой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека (“комплексы”) вызывать такие отклики человека на предъявляемый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следовать социально приемлемым образцам поведения.

1. Природа проективных методик и понятие проекции в психодиагностике

Проективные методики предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, прежде всего мотивационных образований, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Эти методы возникли сначала в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии.

Теоретические истоки проективных методик находятся прежде всего в ассоциативной психологии и психоанализе. Согласно ассоциативной психологии ведущим принципом организации сознания является ассоциация. Данное положение послужило основой возникновения специальной методики – теста свободных словесных ассоциаций, систематизированного Фрэнсисом Гальтоном (1822-1911). Применяя эту методику, экспериментатор по очереди открывал испытуемому список из 75 слов, предлагая ему отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову ассоциацией. Время ответа фиксировалось с помощью секундомера. Автор при создании теста преследовал двоякую цель: получить средство для выявления нарушений в мыслительных процессах и рассмотреть области значимых внутренних конфликтов. Обычно анализируется доля привычных или распространенных ответов, время реакции, нарушение ассоциативных связей, ухудшение воспроизведения при повторном тестировании. Идеи, лежащие в основе данной методики, использовались в дальнейшем при создании специального вида тестового испытания – так называемого “детектора лжи”.

Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл.  Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).

В отечественной психологии вопросам теоретического обоснования проективных методик уделялось значительное внимание. Для понимания механизма, реализующегося в проективных методиках, привлекается понятие установки. Установка – готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Иную позицию занимают последователи теории деятельности, опирающиеся на категорию личностного смысла. Личностный смысл – индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система значений, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой разворачивается его деятельность. В этом случае спецификой проективных методик считается их направленность на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений. Очевидно, что тем самым заметно сужается сфера проявлений личности, обнаруживаемых с помощью проективных методик.

Основным принципом объяснения и анализа феномена проекции продолжает оставаться разработанное в отечественной психологии понимание процесса восприятия как активного, носящего личностный характер. В ситуации проективного обследования как личностный смысл, так и отношения, установки обнаруживаются в особенностях перцептивной (перцептивно-моторной) деятельности, которая и должна стать предметом дальнейшего изучения. Разработка интерпретационных схем проективных методик должна осуществляться в двух направлениях: “личностном” и “перцептивном”, слияние которых по мере их развития неизбежно.

В ведущихся сегодня исследованиях осуществляется дальнейшая разработка теории проективных методик, изучаются диагностические возможности уже известных, создаются новые. Эти исследования, особенно в области клинической психологии, углубляют существующие представления о влиянии на личность психических заболеваний, позволяют наметить адекватные терапевтические и реабилитационные мероприятия. Однако все еще весьма незначительны исследования нормальных лиц, в большинстве случаев психолог-практик не может опереться на нормативные данные. Методологическое значение имеют работы, обращенные к изучению проблемы бессознательного психического. Проективные методики помогают исследователям проникнуть в трудно объективируемые, ускользающие при использовании традиционных психодиагностических методик особенности личности.

Применение проективных методик требует высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование. Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения – как результат “непосредственного усмотрения”.[1]

2. Классификация проективных методик

Проективные методики предполагают в основном индивидуальную работу с испытуемым и в большей своей части бывают бланковыми или предметными. Различают несколько групп проективных методик (К.М. Гуревич, Е.М. Борисова).

Конститутивные проективные методики – группа методик, предполагающих структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции).

Конструктивные проективные методики – методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (МАР, тест мира и его разнообразные модификации).

Интерпретативные проективные методики – группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди).

Аддитивные проективные методики (или методики дополнения) – группа методик, предполагающих завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга).

Экспрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др., а также методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему (тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д.).

Катартические проективные методики – группа методик, предполагающих осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама, проективная игра).

Импрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Исследователи выделяют ряд признаков, характерных для подавляющего большинства проективных методик:

· относительная свобода в выборе ответа и тактики  поведения испытуемого, т.е. возможен широкий диапазон разнообразных решений;

· отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора (здесь не может быть правильных или неправильных ответов);

· обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением или интегральная диагностика ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психической функции.

 

Заключение

 

Если рассмотреть массу гипотез и утверждений, отличающих проективное направление, то можно сделать вывод о том, что намного большие усилия ранее уделялись разработке и применению проективных тестов, чем тщательной и основательной попытке сформировать необходимую теоретическую базу проективной психологии. Сегодня различаются следующие значимые направления в концептуализации поведения и личности в проективной психологии.

1. Личность все больше рассматривается как процесс, а не скопление совокупности относительно статичных черт, использующихся индивидом в ответ на раздражители.

2. Личность, изучаемая проективными способами, считается процессом, на который постоянно влияют взаимодействия индивида с собственной физической и социальной средами, с одной стороны, и состояние и сила его потребностей, с другой.

3. В проективной психологии усиливается тенденция полагаться на теорию поля как на достаточный критерий для подведения под него проективных поведенческих данных.

Поведение всегда изучается как функция взаимоотношения “человек—ситуация”, и динамические термины, описывающие эти взаимоотношения, унаследованы и из гештальтпсихологии, и из психоанализа. Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений (гештальт – структура, целое, система).

4. Под влиянием психоаналитического мышления появилась заметная тенденция к утверждению суждений о личности двух классов: динамическое (полевое) и генетическое (историческое и эволюционное). Существует стойкая приверженность к представлению, что личность как процесс является постоянно развивающейся реальностью, функционирующей с рождения и до смерти. Таким образом, изучение и рассмотрение личности обязано быть чем-то вроде временного гештальта, и требуются данные, связанные с продольным подходом к личности. Проективные методы, применяемые на различных этапах личностного процесса, представляют собой поперечные аналитические попытки создать наиболее существенные серии заключений относительно значимых генетических факторов, формировавших личность, как это представляется в какой-либо данный момент ее жизненной истории.

5. Возрастает интерес к созданию картины “личности как целого”.

Ясно для всех, что проективные методики не стремятся к завершенной формулировке личности в целом, поскольку это на самом деле находится далеко за пределами сегодняшних возможностей клиницистов, а скорее, стремятся дать ряд значимых описательных утверждений о личности, которые могут оказаться полезными для специфических и часто довольно узких намерений.

6. Существует заметная тенденция к построению концептуальной схемы, относительно которой можно сделать адекватные формулировки различных личностей в клинических целях.

 

Список использованной литературы

 

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб: Питер, 2009.

 

2. Сыромятников И. В. Психодиагностика: учебник для вузов
/ И. В. Сыромятников. - М.: Академический проект, 2005.

 

 

Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб: Питер, 2009.

 

Сыромятников И. В. Психодиагностика: учебник для вузов / И. В. Сыромятников. - М. : Академический проект, 2005.