Общее понятие о психологическом эксперименте
Общее понятие о психологическом эксперименте
Общее понятие о психологическом эксперименте
Общее понятие о психологическом эксперименте
1. Виды психологического эксперимента
Экспериментальная психология — направление в психологии, целью которого является экспериментальное изучение психики. Впервые психологический эксперимент был проведен в XVIII веке. Как научное направление экспериментальная психология сложилась во второй половине XIX в. благодаря работам Э. Вебера, В. Вундта, В.М. Бехтерева и др.
Принято считать, что с внедрением в психологию эксперимента начинается ее летопись в качестве самостоятельной науки. Открылась перспектива математически точного обоснования психологических закономерностей. Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения к разряду научных. Экспериментальная психология базировалась на теоретических принципах эмпирической психологии и результатах исследований психофизиологии органов чувств. Представителям экспериментальной психологии был присущ эмпиризм, методологическая ограниченность. С развитием психологии отпала целесообразность выделения экспериментальной психологии в отдельное направление психологической науки, поскольку экспериментальный метод стал применяться в психологических исследованиях.
Экспериментальный метод (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод, который предполагает разработку плана управления независимой переменной, создание и измерение специальных условий для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на его течение. Эксперимент является одним из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Сущность экспериментального метода состоит в том, что он ставит изучаемые явления в определенные условия, создает преднамеренно организуемые ситуации. Чем совершеннее эти изменения условий, тем больше появляется фактов, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и объективными результатами. Эксперимент позволяет изучать те или иные стороны личности под воздействием факторов в специально созданных условиях.
Психологический эксперимент — один из основных методов психологического исследования, который позволяет ставить изучаемые явления в определенные условия, создавать преднамеренно организуемые ситуации. Психологический эксперимент представляет собой метод изучения психических явлений (процессов, состояний, свойств и образований), в котором подвергается проверке истинность выдвигаемых предположений (гипотез). Это целенаправленный, точно учитывающий условия, строго поставленный опыт, позволяющий не только описывать психические явления, но и объяснять их. Эксперимент дает возможность разложить на части и отдельно изучать компоненты явления, более или менее точно фиксировать результаты, следить за ходом развития психического явления, не ожидая, когда оно возникнет, а вызывая, активно воссоздавая его в наиболее благоприятных условиях, варьировать, планово вмешиваться, изменять и многократно повторять особенности его проведения.
В отличие от изучения психических явлений (фактов) в естественных условиях путем непосредственного наблюдения эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия формирующего воздействия на испытуемых, прослеживать при этом получаемые результаты.
Успешное проведение психологического эксперимента требует: понимания сущности не только эмпирического, но и теоретического познания; умения владеть системой познавательных процедур; психологического мастерства, где особую роль играют организаторские способности экспериментатора.
Психологический эксперимент служит для изучения фактов, с помощью которых обнаруживаются те или иные объективные зависимости в психических процессах, состояниях, свойствах и образованиях. Во время эксперимента используются различные источники получения фактов: наблюдение, индивидуальная беседа, социометрические измерения, организация определенных видов групповой и индивидуальной деятельности. Без конкретных фактов не может быть эксперимента.
И.П.Павлов говорил, что «факты — это воздух ученого, без них Вы никогда не сможете взлететь. Без них Ваши «теории» — пустые потуги».
Психологический эксперимент в зависимости от условий его проведения может быть различных видов. Его классификация осуществляется на основе ряда критериев:
а) по времени проведения эксперимента — кратковременный и длительный (лонгитюдный);
б) по структуре изучаемых явлений — однофакторный (простой) и многофакторный (сложный);
в) по целям исследования — констатирующий и формирующий;
г) по организации проведения — лабораторный и естественный;
д) по контролю переменных — идеальный и реальный;
е) по числу гипотез — критический и демонстрационный.
Наиболее часто применяются четыре основных вида эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий и формирующий.
Одной из особенностей эксперимента является то, что он используется для выявления неслучайных зависимостей между экспериментальными воздействиями и их результатами в специально создаваемых экспериментальных условиях. Однако, в процессе психологического эксперимента надо считаться с тем, что в нем участвуют испытуемые, поэтому нельзя произвольно варьировать, пробуя подряд различные экспериментальные ситуации, которые нанесли бы ущерб процессу развития их личности.
Второй особенностью психологического эксперимента является то, что с его помощью изучаются такие психические явления и их зависимости, которые невозможно получить в чистом виде, вырвав их из жизни. Психические явления, как правило, вплетены в очень сложную и динамическую систему внешних и внутренних взаимодействий испытуемых с окружающей средой. Здесь всегда налицо взаимное проникновение друг в друга естественных условий жизни и экспериментально создаваемых условий.
Естественные условия жизни испытуемых могут рассматриваться как помехи, которые полностью устранить невозможно. На результат эксперимента влияют не только специально организуемые воздействия, но и вся совокупность жизненных воздействий. Нельзя не учитывать этого, когда наступает момент обработки материала и определяется степень чистоты результата.
Третья особенность эксперимента — длительный подготовительный этап, непосредственно предшествующий практической экспериментальной работе. В этот период разрабатываются научно-познавательные задачи, гипотезы эксперимента, план его проведения, изучаются испытуемые в плане их психологической характеристики. Сформулировать научно-познавательную задачу — значит определить психологическую зависимость, которая будет изучаться с помощью эксперимента.
Четвертая особенность эксперимента связана с выбором объекта экспериментирования. Экспериментальное изучение личности целесообразно проводить, работая с небольшими группами, которыми можно не только эффективно управлять в соответствии с гипотезой, но охватить контролем большее количество факторов, связей и зависимостей.
Методика проведения эксперимента чрезвычайно разнообразна. Часто изучение даже близких между собой вопросов одной и той же проблемы требует разработки самостоятельных методик. Но какая бы методика ни разрабатывалась, надо руководствоваться следующими требованиями.
1. Проведение предварительного целенаправленного наблюдения над изучаемыми явлениями с целью определения исходных данных и гипотезы или серии взаимосвязанных гипотез.
2. Создание таких условий, в которых возможно экспериментирование, подбор объектов для экспериментального воздействия, по возможности — их уравнивание.
3. Тщательная разработка процедуры экспериментальной работы.
4. Систематические наблюдения за ходом развития изучаемого явления (объекта) и точное описание фактов. В ряде случаев нужна такая точность описания, когда результат можно выразить математическим путем.
5. Проведение систематической регистрации фактов различными средствами и способами с применением соответствующих устройств, схем, анкет, тестов, психологических характеристик, математического аппарата.
6. Переход от эмпирического изучения к логическим обобщениям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала. Факты всегда есть следствие причин, и эти причины устанавливаются на основе фактов.
Исследование не ограничивается суммой фактов, добытых экспериментом. Высшей ступенью в процессе познания является теоретическое мышление. От эмпирических данных, от фактов эксперимента исследователь переходит к обобщениям, к раскрытию причинно-следственных связей. В процессе теоретической работы анализируются ранее имевшиеся научные представления в сравнении с полученными экспериментальными данными.
Наряду с возникновением новых видов психологического эксперимента необходимо отметить также и некоторые важнейшие изменения, происшедшие в общем методическом характере самого психологического эксперимента. Сюда относятся выработка и широкое применение в экспериментальных исследованиях:
а) общих методов, имеющих целью обеспечение прежде всего возможно полного контролирования условий опыта, например таких, как метод параллельных групп — экспериментальной и контрольной;
б) специальных методов, например таких, как методы исследования явлений памяти, внимания, эмоций и др.;
в) соответствующей технической аппаратуры, с широким использованием видеосъемки, звукозаписи, компьютеров и т.д.;
г) соответствующих статистических методов, благодаря которым стало возможным проведение опыта с двумя или несколькими независимыми переменными.
В качестве важнейших факторов, обусловивших как возникновение новых видов психологического эксперимента, так и изменения, происшедшие в общем методическом характере самого эксперимента, можно назвать следующие: а) происшедшие изменения в понимании общих задач психологии; б) постепенное расширение сферы применения экспериментальных методов в исследовании психических явлений; в) стремление к получению при экспериментальных исследованиях все более точных, надежных и объективных результатов.
2. Предметная область эксперимента
Классификации типов экспериментов базируются на разных основаниях. Одним из этих оснований, или критериев классификации, является принадлежность исходной гипотезы, условий проведения опытов или выборки испытуемых к специальным областям психической реальности, т.е. их отнесенность к определенной предметной области.
Сложившиеся в той или иной области психологического знания пути перехода от «мира эмпирии» к «миру теорий» включают ориентировку исследователей на обоснованные в рамках конкретных теорий принципы интерпретации психологических закономерностей. Например, проверка гипотезы о роли движений глаз в возникновении иллюзии Мюллера–Лайера традиционно относится к области психологии восприятия, в то время как анализ факторов, влияющих на идентификацию эмоциональных состояний по фотографиям лиц, — к психологии эмоций. Эксперимент Ла Пьера, показавший разницу проявления этнических предубеждений на вербальном и поведенческом уровнях, традиционно относится к области социальной психологии. В данном эксперименте сначала были разосланы в гостиницы запросы о том, будут ли приняты в них китайцы, а потом исследователь реально посетил с китайцами эти адреса.
Исследования влияния личностных предпосылок на успешность предпринимательской деятельности должны быть отнесены к развивающейся области психологии предпринимательства. Но с таким же правом их можно отнести к психологии личности, если рассматривать специфичные условия профессиональной деятельности испытуемых только как конкретный фон проявления личностных факторов регуляции деятельности.
При таком подходе возникает возможность ошибиться в трактовке психологических механизмов, проявившихся в реализованном эксперименте. Классическим примером является так называемый Хоторнский эксперимент, который по его целям следовало бы отнести к психологии труда. Напомним, что в нем изменялись многочисленные факторы внешней среды и оценивалось влияние этих изменений на производительность труда. Как оказалось, любое изменение, независимо от его вида, приводило к улучшению показателей работающих. В качестве адекватной была принята интерпретация, что люди, зная о целях эксперимента, позитивно откликнулись на сам факт попытки улучшить условия их труда. Сейчас этот эксперимент представлен чаще в разделах, посвященных «эффектам экспериментатора», а не психологии труда, так как проявившаяся в нем закономерность оказалась более общим механизмом.
В то же время нельзя забывать о предметной отнесенности психологических гипотез к той или иной области психологических знаний, поскольку в каждой из этих областей сложились свои специальные нормативы для проверки гипотез, связанные с типом построения самой психологической теории и возможностями сбора эмпирического материала.
Профессионал, занимающийся исследованиями восприятия, будет отличаться от профессионала, посвятившего себя исследованиям в области социальной психологии, именно в освоении форм экспериментального контроля, поскольку эксперимент в каждой из этих областей реализует разные подходы к способам управления переменными, разное понимание причинности и учет иных типов обоснований в организации содержательных выводов.
3. Отличия в формах осуществления эксперимента
Эксперимент, проводимый с целью получения эмпирических доводов в пользу или против предполагаемого в гипотезе понимания психологической закономерности, называют реальным, или реализованным. Ему противопоставляется мысленный эксперимент, т.е. практически не осуществленный. Мысленный эксперимент может быть безупречным и бесконечным.
Безупречный эксперимент — мысленный образец психологического эксперимента, в котором отсутствуют угрозы достоверному выводу.
Бесконечный эксперимент — мысленный образец для оценки реально проводимых экспериментов, в котором число проб или число испытуемых оцениваются с точки зрения охвата всех источников вариабельности переменных.
Взаимосвязи содержательного и формального планирования в этих типах экспериментов являются общими во всех тех контекстах, которые не учитывают проблемы контроля смешений независимых переменных с побочными. В реализуемых экспериментах нельзя обойтись предположением об отсутствии смешений, а необходимо обеспечить их контроль, чтобы иметь возможность учесть их влияние на полученные экспериментальные эффекты. В мысленных экспериментах можно предположить любые идеальные условия и рассматривать базисные процессы в любых показателях их проявлений, даже если пока нет реальных методик для операционализации переменных. При оценке психологической гипотезы с точки зрения подразумеваемых в мысленном эксперименте результатов нет необходимости соотносить результат действия независимой переменной с оценкой внутренней и операциональной валидности эксперимента.
Список использованной литературы
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие.
– М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, ЧеРо, 1997.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000
Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, ЧеРо, 1997