Общее понятие о психологическом эксперименте

Общее понятие о психологическом эксперименте

Текст записи: 

Общее понятие о психологическом эксперименте

Общее понятие о психологическом эксперименте

1. Виды психологического эксперимента

Экспериментальная психология — направле­ние в психологии, целью которого является экспериментальное изучение психики. Впервые психологический эксперимент был проведен в XVIII веке. Как научное направление экспериментальная психология сложилась во второй половине XIX в. благодаря работам Э. Вебера, В. Вундта, В.М. Бехтерева и др.

Принято считать, что с внедрением в психологию экспери­мента начинается ее летопись в качестве самостоятельной науки. Открылась перспектива математически точного обосно­вания психологических закономерностей. Объективность, по­вторяемость, проверяемость становятся критериями достовер­ности психологического факта и основанием для его отнесения к разряду научных. Экспериментальная психология базировалась на теоретических прин­ципах эмпирической психологии и результатах исследований психофизиологии органов чувств. Представителям экспериментальной психологии был присущ эмпиризм, методологическая ограниченность. С разви­тием психологии отпала целесообразность выделения экспериментальной психологии в отдельное направление психологической науки, поскольку экс­периментальный метод стал применяться в психологических исследованиях.

Экспериментальный метод (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод, который предполагает разработку плана управления независимой переменной, создание и измерение специальных условий для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на его течение. Эксперимент явля­ется одним из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Сущность экспериментального метода состоит в том, что он ставит изучаемые явления в опреде­ленные условия, создает преднамеренно организуемые ситуации. Чем совершеннее эти изменения условий, тем больше появляется фактов, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и объективными результатами. Эксперимент позволяет изучать те или иные стороны личности под воздействием факторов в специально созданных условиях.

Психологический эксперимент — один из основных методов психологического исследования, который позволяет ставить изучаемые явления в опреде­ленные условия, создавать преднамеренно организуемые ситуации. Психологический эксперимент представляет собой метод изуче­ния психических явлений (процессов, состояний, свойств и образо­ваний), в котором подвергается проверке истинность выдвигаемых предположений (гипотез). Это целенаправленный, точно учитывающий условия, строго поставленный опыт, позволяющий не только описы­вать психические явления, но и объяснять их. Эксперимент дает возможность разложить на части и отдельно изучать компоненты яв­ления, более или менее точно фиксировать результаты, следить за ходом развития психического явления, не ожидая, когда оно возник­нет, а вызывая, активно воссоздавая его в наиболее благоприятных условиях, варьировать, планово вмешиваться, изменять и многократ­но повторять особенности его проведения.

В отличие от изучения психических явлений (фактов) в естест­венных условиях путем непосредственного наблюдения эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, це­ленаправленно изменять условия формирующего воздействия на испы­туемых, прослеживать при этом получаемые результаты.

Успешное проведение психологического эксперимента требует: понимания сущности не только эмпирического, но и теоретического познания; умения владеть системой познавательных процедур; психо­логического мастерства, где особую роль играют организаторские способности экспериментатора.

Психологический эксперимент служит для изучения фактов, с помощью которых обнаруживаются те или иные объективные зависимос­ти в психических процессах, состояниях, свойствах и образованиях. Во время эксперимента  используются различные источники получения фактов: наблюдение, индивидуальная беседа, социометрические изме­рения, организация определенных видов групповой и индивидуальной деятельности. Без конкретных фактов не может быть эксперимента.

И.П.Павлов говорил, что «факты — это воздух ученого, без них Вы никогда не сможете взлететь. Без них Ваши «теории» — пустые поту­ги».

Психологический эксперимент в зависимости от условий его проведения может быть различных видов. Его классификация осуществляется на основе ряда критериев:

а) по времени проведения эксперимента — кратковременный и длительный (лонгитюдный);

б) по структуре изучаемых явлений — однофакторный (простой) и многофакторный (сложный);

в) по целям исследования — констатирующий и формирующий;

г) по организации проведения — лабораторный и естественный;

д) по контролю переменных — идеальный и реальный;

е) по числу гипотез — критический и демонстрационный.

Наиболее часто применяются четыре основных вида эксперимен­та: лабораторный, естественный, констатирующий и формирующий.

Одной из особенностей эксперимента является то, что он ис­пользуется для выявления неслучайных зависимостей между экспериментальными воздействиями и их результатами в специально создаваемых экспериментальных условиях. Однако, в процессе психологического эксперимента надо считаться с тем, что в нем участвуют испытуе­мые, поэтому нельзя произвольно варьировать, пробуя подряд раз­личные экспериментальные ситуации, которые нанесли бы ущерб про­цессу развития их личности.

Второй особенностью психологического эксперимента является то, что с его помощью изучаются такие психические явления и их зависимости, которые невозможно получить в чистом виде, вырвав их из жизни. Психические явления, как правило, вплетены в очень сложную и динамическую систему внешних и внутренних взаимодейс­твий испытуемых с окружающей средой. Здесь всегда налицо взаимное проникновение друг в друга естественных условий жизни и экспери­ментально создаваемых условий.

Естественные условия жизни испытуемых могут рассматриваться как помехи, которые полностью устранить невозможно. На результат эксперимента влияют не только специально организуемые воздейс­твия, но и вся совокупность жизненных воздействий. Нельзя не учи­тывать этого, когда наступает момент обработки материала и опре­деляется степень чистоты результата.

Третья особенность эксперимента — длительный подготовитель­ный этап, непосредственно предшествующий практической экспериментальной работе. В этот период разрабатываются научно-познаватель­ные задачи, гипотезы эксперимента, план его проведения, изучаются испытуемые в плане их психологической характе­ристики. Сформулировать научно-познавательную задачу — значит оп­ределить психологическую зависимость, которая будет изучаться с помощью эксперимента.

Четвертая особенность эксперимента связана с выбором объекта экспериментирования. Экспериментальное изучение личности целесо­образно проводить, работая с небольшими группами, которыми можно не только эффективно управлять в соответствии с гипотезой, но ох­ватить контролем большее количество факторов, связей и зависимос­тей.

Методика проведения эксперимента чрезвычайно разнообразна. Часто изучение даже близких между собой вопросов одной и той же проблемы требует разработки самостоятельных методик. Но какая бы методика ни разрабатывалась, надо руководствоваться следующими требованиями.

1. Проведение предварительного целенаправленного наблюдения над изучаемыми явлениями с целью определения исходных данных и гипотезы или серии взаимосвязанных гипотез.

2. Создание таких условий, в которых возможно эксперименти­рование, подбор объектов для экспериментального воздействия, по возможности — их уравнивание.

3. Тщательная разработка процедуры экспериментальной работы.

4. Систематические наблюдения за ходом развития изучаемого явления (объекта) и точное описание фактов. В ряде случаев нужна такая точность описания, когда результат можно выразить математи­ческим путем.

5. Проведение систематической регистрации фактов различными средствами и способами с применением соответствующих устройств, схем, анкет, тестов, психологических характеристик, ма­тематического аппарата.

6. Переход от эмпирического изучения к логическим обобщени­ям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала. Факты всегда есть следствие причин, и эти причины ус­танавливаются на основе фактов.

Исследование не ограничивается суммой фактов, добытых экспе­риментом. Высшей ступенью в процессе познания является теоретическое мышле­ние. От эмпирических данных, от фактов эксперимента исследователь переходит к обобщениям, к раскрытию причинно-следственных связей. В процессе теоретической работы анализируются ранее имевшиеся научные представления в сравнении с полученными эксперимен­тальными данными.

Наряду с возникновением новых видов психологического экспе­римента необходимо отметить также и некоторые важнейшие измене­ния, происшедшие в общем методическом характере самого психологи­ческого эксперимента. Сюда относятся выработка и широкое примене­ние в экспериментальных исследованиях:

а) общих методов, имеющих целью обеспечение прежде всего возможно полного контролирования условий опыта, например таких, как метод параллельных групп — экспериментальной и контрольной;

б) специальных методов, например таких, как методы исследо­вания явлений памяти, внимания, эмоций и др.;

в) соответствующей технической аппаратуры, с широким исполь­зованием видеосъемки, звукозаписи, компьютеров и т.д.;

г) соответствующих статистических методов, благодаря которым стало возможным проведение опыта с двумя или несколькими незави­симыми переменными.

В качестве важнейших факторов, обусловивших как возникнове­ние новых видов психологического эксперимента, так и изменения, происшедшие в общем методическом характере самого эксперимента, можно назвать следующие: а) происшедшие изменения в понимании об­щих задач психологии; б) постепенное расширение сферы применения экспериментальных методов в исследовании психических явлений; в) стремление к получению при экспериментальных исследованиях все более точных, надежных и объективных результатов.

2. Предметная область эксперимента

Классификации типов экспериментов базируются на разных основаниях. Одним из этих оснований, или критериев классифика­ции, является принадлежность исходной гипотезы, усло­вий проведения опытов или выборки испытуемых к специальным областям психической реальности, т.е. их отнесенность к опреде­ленной предметной области.

Сложившиеся в той или иной области психологического зна­ния пути перехода от «мира эмпирии» к «миру теорий» включают ориентировку исследователей на обоснованные в рамках конкрет­ных теорий принципы интерпретации психологических закономерностей. Напри­мер, проверка гипотезы о роли движений глаз в возникновении иллюзии Мюллера–Лайера традиционно относится к области пси­хологии восприятия, в то время как анализ факторов, влияющих на идентификацию эмоциональных состояний по фотографиям лиц, — к психологии эмоций. Эксперимент Ла Пьера, показавший разницу проявления этнических предубеждений на вербальном и поведен­ческом уровнях, традиционно относится к области социальной психологии. В данном эксперименте сначала были разосланы в гостиницы запросы о том, будут ли приняты в них китайцы, а потом исследователь реально посетил с китайцами эти адреса.

Исследования влияния лич­ностных предпосылок на успешность предпринимательской деятель­ности должны быть отнесены к развивающейся области психоло­гии предпринимательства. Но с таким же правом их можно отнес­ти к психологии личности, если рассматривать специфичные усло­вия профессиональной деятельности испытуемых только как конкретный фон проявления личностных факторов регуляции деятель­ности.

При таком подходе возникает возможность ошибиться в трак­товке психологических механизмов, проявившихся в реализованном эксперименте. Классическим примером является так называемый Хоторнский эксперимент, который по его целям следовало бы от­нести к психологии труда. Напомним, что в нем изменялись мно­гочисленные факторы внешней среды и оценивалось влияние этих изменений на производительность труда. Как оказалось, любое из­менение, независимо от его вида, приводило к улучшению показателей рабо­тающих. В качестве адекватной была принята интерпретация, что люди, зная о целях эксперимента, позитивно откликнулись на сам факт попытки улучшить условия их труда. Сейчас этот экспери­мент представлен чаще в разделах, посвященных «эффектам экспериментатора», а не психологии труда, так как проявившаяся в нем закономерность оказалась более общим меха­низмом.

В то же время нельзя забывать о предметной отнесенности психоло­гических гипотез к той или иной области психологических знаний, поскольку в каждой из этих областей сложились свои спе­циальные нормативы для проверки гипотез, связанные с типом по­строения самой психологической теории и возможностями сбора эм­пирического материала.

Профессионал, занимающийся исследовани­ями восприятия, будет отличаться от профессионала, посвятившего себя исследованиям в области социальной психологии, именно в ос­воении форм экспериментального контроля, поскольку экспери­мент в каждой из этих областей реализует разные подходы к спо­собам управления переменными, разное понимание причинности и учет иных типов обоснований в организации содержательных выводов.

3. Отличия в формах осуществления эксперимента

Эксперимент, проводимый с целью получения эмпирических доводов в пользу или против предполагаемого в гипотезе понимания психологической закономерности, называют реальным, или реали­зованным. Ему противопоставляется мысленный эксперимент, т.е. практически не осуществленный. Мысленный эксперимент может быть безупречным и бесконечным.

Безупречный эксперимент — мысленный образец психологического эксперимента, в котором отсутствуют угрозы достоверному выводу.

Бесконечный эксперимент — мысленный образец для оценки реаль­но проводимых экспериментов, в котором число проб или число испытуе­мых оцениваются с точки зрения охвата всех источников вариабельности переменных.

Взаимосвязи содержательного и формального планирования в этих типах экспериментов являются общими во всех тех контекстах, которые не учитывают проблемы контроля смешений независимых переменных с побочными. В реа­лизуемых экспериментах нельзя обойтись предположением об отсутствии смешений, а необходимо обеспечить их контроль, чтобы иметь возможность учесть их влияние на полученные эксперимен­тальные эффекты. В мысленных экспериментах можно предполо­жить любые идеальные условия и рассматривать базисные процессы в любых показателях их проявлений, даже если пока нет реальных методик для операционализации переменных. При оценке психоло­гической гипотезы с точки зрения подразумеваемых в мысленном эксперименте результатов нет необходимости соотносить результат действия независимой переменной с оценкой внутренней и операциональной валидности эксперимента.

Список использованной литературы

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие. 

– М.: ИНФРА-М, 2000.

 

2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, ЧеРо, 1997.

 

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие.  – М.: ИНФРА-М, 2000

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, ЧеРо, 1997