Рекомендации для родителей детей с аутизмом

Рекомендации для родителей детей с аутизмом

Текст записи: 

 

 

Рекомендации для родителей детей с аутизмом:

1) Соблюдение приемлемой для ребенка дистанции общения;

2) Проведение излюбленных занятий в условиях, когда он предоставлен сам себе;

3) Изучение и запоминание способов обследования предметов;

4) Изучение и запоминание каких – либо стереотипных бытовых навыков;

5) Наблюдение за тем, когда используется речь и в каких случаях;

6) Наблюдение и запоминание поведения в ситуациях дискомфорта, страха;

7) В контактах с ребенком не должно быть давления, нажима;

8) Необходимо постепенно разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости – доказать ребенку, что с человеком лучше, чем без него;

9) Занятия могут быть очень длительными, но их нельзя ускорять;

10) Закреплять потребности ребенка в контакте;

11) Необходимо строго дозировать контакты ребенка с людьми, не входящими в семейное окружение до момента появления тревожного поведения и страха;

12) Необходимо помнить, что при достижении эмоциональной связи с ребенком, смягчении его аутических установок он становиться более раним в контактах и его надо особенно беречь от ситуации конфликта с близкими.

13) Необходимо тихо повторять слова ребенка и ненавязчиво предлагать поиграть в его игры;

14) Необходимо чаще гулять с ребенком, узнавая и называя предметы (если ребенок не захочет повторять названия нужно делать это самим);

15) Полезно разместить в комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка, привлекая его к отражению в зеркале. Этот прием также дает положительный результат. Не нужно забывать о том, что аутичному ребенку нужна физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет, рисует и т.д;

16) Необходимы телесные контакты;

17) Важна частая смена деятельности, так как дети с синдромом раннего детского аутизма психически пресыщаемы, они быстро истощаются физически. Каждый вид деятельности должен занимать по времени не более 10 минут;

18) Проведение занятий с танцевальными движениями;

19) Игры с красками «Цветная вода».  Для проведения игры потребуются:

- акварельные краски

- кисточки

- прозрачные стаканы (в дальнейшем количество которых может быть любым)

Стаканы наполняются водой и расставляются на столе, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, ребенок же своей реакцией даст Вам понять какой из способов ему понравился больше.

Когда увлеченность общим сенсорным эффектом станет ослабевать, можно приступать к расширению игры. Используя стаканчики разных размеров, можно знакомить ребенка с понятием величины; меняя количество стаканчиков обучать счету и т.д.

20) ИГРЫ С ВОДОЙ

- Чтобы ребенку удобнее было достать до крана, подвиньте к раковине стул. Достаньте заранее приготовленные пластиковые бутылки и пузырьки, наполняйте их водой из под крана: «Буль - Буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды пузырек с узким горлышком; обычно такой эффект приводит детей в восторг.

Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (возможно в том случае, если у ребенка есть опыт посещения бассейна).

Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

«Купание игрушек». Искупайте игрушки – голышом в теплой водичке, потрите их мылом, заверните в полотенце, сопровождайте свои действия словами: «А сейчас будем купать. Нальем в ванночку теплой водички, попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши Игрушки. Как их зовут? Кто первый будет купаться? Хорошо. Давай спросим у игрушки нравится ей водичка, хорошо ей? Не горячо? » и т.д.

«Мытье посуды». Можно вымыть посуду после игрушечного обеда.

Игры с мыльными пузырями. Для этого предварительно нужно научить ребенка дуть, сформировывать сильный воздух, будьте осторожны, следите за тем, чтобы ребенок не вдувал воду в себя.

Игры со льдом. Заранее приготовьте лед, выдавите вместе ребенком лед из формочки в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Затем погрейте его в ладошках, она холодная, и тает. Зимой на прогулке можно обращать внимание ребенка на сосульки, лужи и т.д. Они будут в восторге от таких изменений в природе.

Высыпать гречку в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ему присоединиться. На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

При выборе игр с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом) может быть осложнено его повышенной брезгливостью. И все же, опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найти такой, который ему понравиться.

21) Если ребенок не включается в игру, не настаивайте, но обязательно попробуйте в следующий раз.

22) Помните, что ребенка могут испугать новые яркие впечатления, и при признаках страха немедленно прекратите игру.

23) Понравившаяся игра потребует некоторого количества повторений.

24) Не затягивайте сюжетную линию, так как произвольное внимание ребенка кратковременно.

25) Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая вам в лицо, и ваша реакция даст ему подтверждение того, что вы его понимаете.

26) Комментируйте каждый шаг ребенка в игре. Если же он все делал правильно, то обязательно хвалите его. Очень положительным является наглядное предоставление поощрения. Например, разноцветные кружочки, его очень радовали. Он так же научился навыкам самообслуживания: одеваться, умываться и т.д.

27) Привлекайте к себе ребенка, обнимайте его крепко и удерживайте его в своих руках, находясь с ним лицом к лицу, до тех пор, пока ребенок не прекратит сопротивление, расслабится и посмотрит вам в глаза.

28) Все, что происходит на занятиях должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.

29) Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный момент и постараться помочь выйти ему из состояния дискомфорта.

Составитель: Апажев В.Б.