Конец эпохи дефицитного рынка
Конец эпохи дефицитного рынка
Конец эпохи дефицитного рынка: почему резкий ро
Конец эпохи дефицитного рынка: почему резкий рост цен на недвижимость больше не повторится?
Рекордная активность девелоперов в последние годы привела к тому, что макроэкономика перестала быть фактором, определяющим ценовую динамику на рынке недвижимости. На первый план выходят объемы предложения, которые так велики, что продать все построенное, по-видимому, удастся лишь при условии революционного снижения стоимости жилья.
Главным фактором становится не макроэкономика, а объемы предложения.
К настоящему времени геополитика и макроэкономика пришли к локальной точке равновесия, которая может просуществовать довольно долго. Значительное ухудшение или улучшение ситуации становится все менее вероятным. Все плохое, что могло случиться, уже случилось: конфликт на Украине, санкции, девальвация рубля. Поэтому сильно хуже, скорее всего, не будет, если дело не дойдет до полномасштабной войны, в чем никто не заинтересован. Однако и значительного улучшения ситуации ждать вряд ли стоит: надежды на отмену санкций, связанные с избранием Дональда Трампа президентом США, успели рассеяться, и всем стало ясно, что конфликт с Западом в таком «замороженном» состоянии может продолжаться еще много лет.
Рынок недвижимости адаптируется к этой новой реальности, связь между ним и макроэкономикой становится все более спорной и неоднозначной: в последние месяцы нефть отскочила выше $50 за баррель, укрепился рубль, однако всплеска спроса на недвижимость не произошло, скорее наоборот
Первую скрипку среди факторов влияния на рынок недвижимости теперь играют объемы предложения и строительства, которые находятся на историческом максимуме.
Вообще, ценовая динамика в последние годы кардинально отличается от того, что наблюдалось на рынке недвижимости в период кризисов 1998 и 2008 гг. Во время предыдущих кризисов на достижение ценового «дна» уходило около года – двух, причем основное снижение цен происходило в первый год, а восстановление рынка занимало три-четыре года. А на этот раз сползание цен вниз продолжается и спустя три года после начала кризиса.
Разница в ценовой динамике объясняется различной природой кризисов: если в 1998 и 2008 гг., по сути, имела место глубокая коррекция перегретого рынка, то сейчас речь идет о новой эпохе, с принципиально иным соотношением объема предложения и уровня платежеспособного спроса. Поэтому скорого отскока цен ждать не приходится.