Повышение цен на новостройки в кризис: главное, не перестараться

Повышение цен на новостройки в кризис: главное, не перестараться

Текст описания: 

Ажиотаж на рынке может быстро закон

Ажиотаж на рынке может быстро закончиться

На фоне обвала рубля, повышения ключевой ставки ЦБ и связанного со всем этим ажиотажного спроса на недвижимость застройщики активно переписывают ценники – естественно, в сторону повышения. Желание девелоперов побольше заработать в такой ситуации вполне понятно, однако надо помнить, что ажиотаж не вечен и в кризис доходы населения обычно падают, а не растут, отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».

Девелоперы переписывают ценники
После рекордного повышения ключевой ставки Центробанка на 6,5% до 17% годовых многие строительные компании,объявили о скором росте цен на жилье, а некоторые уже успели их оперативно поднять. Величина повышения разная – одни прибавили 5%, другие – сразу 20%, но веру в неизбежное подорожание квартир, похоже, разделяет большинство девелоперов.

Некоторые застройщики в декабре постоянно переписывают прайсы. Например, ООО «Ривер Парк» поднимало цены на ряде своих объектов уже девять раз, иногда по два раза в день. Общий рост цен с 1 декабря составил 17%.

О бедном застройщике замолвите слово…
Безрадостную для покупателей ценовую политику девелоперы мотивируют дороговизной банковских кредитов, ростом себестоимости строительства из-за ослабления рубля, а также вымыванием квартир с рынка в связи с ажиотажным спросом и, следовательно, уменьшением предложения.

По словам Дмитрия Котровского, партнера компании «Химки Групп», девелоперский корпус в течение всего 2014 г. «испытывал санкционные выпады и инициативы». «Когда ставка рефинансирования выросла до 10,5%, Среднерусский банк в одностороннем порядке повысил процентную ставку по проектному финансированию для нашей компании с 12% до 15%, – рассказал Котровский 16 декабря на организованном газетой «Коммерсантъ» бизнес-завтраке «Рынок недвижимости Московской области: итоги 2014 г.». – Со вчера на сегодня мы с вами наблюдали рост ключевой ставки до 17%. Думаю, что следующий этап Среднерусского банка будет тождественен в пропорциях этим изменениям… Поэтому в итоге, несмотря на то что все попытки увеличивать стоимость квадратного метра, безусловно, будут снижать покупки недвижимости, нам ничего не останется, кроме как перекладывать это (возросшие затраты. – Прим. ред.) на плечи покупателей».

Девелоперы, строящие жилье по индивидуальным, не массовым проектам, страдают от обвала отечественной валюты, так как закупают инженерные системы, отделочные материалы и т.п. за границей, жаловались участники бизнес-завтрака «Коммерсанта». Как отметил Котровский, около 10% подрядчиков «Химки Групп», с которыми были ранее заключены контракты, проинформировали компанию, что не в состоянии выполнить свои обязательства по утвержденным ценам из-за резкого подорожания доллара и евро.

Европейские стройматериалы, в принципе, можно заменить китайскими, но они не сильно дешевле и тоже номинируются в долларах. А отечественные производители либо вообще не выпускают нужный товар, либо серьезно уступают в качестве иностранным конкурентам.

«Наши не до конца готовы делать качественно. Потом, возможно, будут, но сейчас – нет. Количество брака у нас значительно больше того, что привозили оттуда», – добавил Андрей Нестеренко, гендиректор Rose Group.

Таким образом, полагают профессиональные участники рынка, на фоне подорожания проектного финансирования и увеличения себестоимости строительства застройщики просто вынуждены поднимать цены на новостройки. В противном случае придется продавать себе в убыток.

На рынке ажиотаж, вопрос – надолго ли?
В структуре расходов девелопера наиболее затратной частью является земля, а доля стройматериалов и импортных комплектующих – обычно это высококачественные инженерные системы и элементы внешней отделки – как правило, незначительна, подчеркнул Герман Елянюшкин, зампред правительства Московской области, также присутствовавший на бизнес-завтраке «Коммерсанта».

В настоящее время на рынке наблюдается активизация, связанная с паникой вокруг курса рубля и доллара. По выражению Елянюшкина, очереди за квартирами выстроились, как за колбасой. Застройщики и риелторы рапортуют о росте спроса на 30-50-60% по сравнению с сентябрем.

«Ажиотажный спрос создает видимость, что можно повысить цены на жилье и все равно все сметут. Вопрос в том, надолго ли хватит этой панической волны? Ни у населения, ни у бизнеса доходы не растут уже несколько лет», – отмечает руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко.

Да, у людей есть сбережения, которые они хотят спасти от обесценения, но вряд ли их хватит надолго, продолжает эксперт. Весной, после присоединения Крыма, на рынке уже был всплеск спроса, но с наступлением мая активность покупателей резко упала. Логично предположить, что новая волна спроса будет меньше предыдущей: основная масса граждан, желавших конвертировать рубли в квадратные метры, уже успела это сделать, а сейчас на рынок могли броситься либо самые ленивые, которые весной не раскачались, либо те, кто впал в истерику, видя ежедневный рост курса доллара на 10%.

Если рубль войдет в пике, то есть подешевеет в несколько раз и надолго, как в 1998 г., то при таком обесценении отечественной валюты рублевые цены на все, в том числе на недвижимость, поползут вверх. Но не пропорционально обесценению рубля, так как доходы российских граждан номинируются отнюдь не в долларах.

«Однако в случае стабилизации рубля и отката назад паника довольно быстро пройдет и активизация рынка будет короче, чем весной, потому что тогда была первая волна ажиотажа, а сейчас в нем участвуют только те, кто остался в рубле и не пошевелился во время истории с Крымом. А это означает, что те застройщики, которые сейчас постараются побольше продать, окажутся в выигрыше, получив финансовую подушку на последующие месяцы, когда ситуация с продажами может быть непонятная. А те, кто поднимет цены, побоявшись продешевить, вполне возможно, пропустят эту волну активизации и в дальнейшем будут вынуждены давать скидки, чтобы продать квартиры в условиях снизившегося спроса. Как показал опыт прошлого кризиса, выиграл тот, кто сделал ставку не на рост цены, а на рост объемов и даже смог вывести объекты по цене ниже рынка», – резюмировал руководитель IRN.RU.