Этика адыгских танцев
Этика адыгских танцев
Особо следует сказать о некоторых этических и эстетических правилах, которым обязаны были следовать танцоры. Танцору запрещалось все, что могло унизить девушку, оскорбить собрание. Например, не допускались прикосновения к ней во время группового танца, какие-либо неуместные замечания, комментарии, фривольные шутки, жесты и т.п. Во время массовых танцев запрещалось наклонять голову к девушке, крепко пожимать или гладить ее руку, фамильярничать.
Девушка должна была вести себя уверенно и свободно, но не развязно, конечно, - а в точном соответствии с нормами приличия, предусмотренными для данной ситуации. В частности, во время массовых танцев считалось не вполне пристойным танцевать слишком часто с одним и тем же мужчиной.
Правило, согласно которому девушка могла свободно покидать круг, позволяло ей соблюсти эти приличия. Предосудительным считалось также смеяться и разговаривать громко и оживленно со своим партнером, задавать ему вопросы. Отвечать на заданные вопросы требовалось внятно, кратко, но не громко.
Линия сдержанного, скромного поведения девушек давала о себе знать и в самой манере танцевать: резкие, порывистые движения рук и корпуса считались совершенно неуместными. Кроме того, повсеместно девушкам запрещалось поднимать руки выше пояса.
Тут обнаруживаются характерные для адыгов общие представления об эстетике движений во время танцев. Для мужчин это прямой и неподвижный корпус и подвижные ноги. Для женщин – плавные, сдержанные движения рук при неподвижном корпусе и совершенно скрытые, - под длинным платьем, - движения ног. С этим связана традиция , согласно которой время от времени мужчин заставляли танцевать с деревянной чашей на голове. Чаша могла устоять на голове танцующего лишь в том случае, если корпус его оставался неподвижным, что считалось верным признаком высокого мастерства танцора.
Инициатива прекращения танца и ухода из круга полностью принадлежала во всех случаях девушке. В настоящее время данное правило сохраняется лишь у горных шапсугов и то лишь в старшем поколении. Зато у зарубежных адыгов и сейчас девушка вправе уйти с любого танца, когда захочет.
Четко разработана сама процедура ухода с танца. Мужчина провожал девушку до того места, где стояли ее подруги, там ее подхватывали с обеих сторон «разводящие». До тех пор, пока девушка не наденет деревянные ходули и не займет свое место в ярду танцорок, ее партнер обязан был стоять перед ней, почтительно вытянув руки по швам. Затем, откланявшись, он отступал несколько шагов назад, пятясь, и, развернувшись правым плечом к девушке, возвращался на свое место. Излишними считались в этом случае какие-либо словесные формы выражения благодарности.