Графическая методика «Кактус»

Графическая методика «Кактус»

Текст записи: 

 

 

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Цель – исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

- пространственное положение;

- размер рисунка;

- характеристики линий;

- сила нажима на карандаш.

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.);

- характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.);

- характеристика иголок (размер, расположение, количество).

Интерпретация результатов. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

- агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество (сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности);

- импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим;

- эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа;

- неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа;

- демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм;

- скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса;

- оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами;

- тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами;

- женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов;

- экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов;

- интровертированность – на рисунке изображен только один кактус;

- стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса;

- отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? 

 

 

Теги: Тесты