Графическая методика «Кактус»
Графическая методика «Кактус»
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.
Цель – исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция. «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
- пространственное положение;
- размер рисунка;
- характеристики линий;
- сила нажима на карандаш.
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.);
- характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.);
- характеристика иголок (размер, расположение, количество).
Интерпретация результатов. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:
- агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество (сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности);
- импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим;
- эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа;
- неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа;
- демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм;
- скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса;
- оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами;
- тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами;
- женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов;
- экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов;
- интровертированность – на рисунке изображен только один кактус;
- стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса;
- отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?