Душа и тело. Сильные духом

Душа и тело. Сильные духом

Текст записи: 

Для монахов буддий­ских монастырей в Непале и Таи­ланде считается нормой спать на снегу, уменьшать вес силой мысли, останавливать сердце и управлять тиграми. Почему им это удаётся? 
Непалбуддизм
Проходя по тропинке в горах, преподаватель медитации монастыря Копан (расположенного в окрестностях столицы Непала) лама Ланг Санг указывает мне на каменные пещеры в самом верху. Зимой тут часто медитируют монахи-тибетцы, практикующие туммо - йогу внутреннего о­гня. «В январе в Катманду случаются холода под минус двадцать, - объясняет Ланг Санг. - Ветер такой, что леденеешь. Однако монахи поднимаются сюда в одних набедренных повязках. Смысл туммо - моментально увеличить температуру своего тела и так же быстро её снизить. Я видел, как в лютый мороз монах брал полотенце, замёрзшее до состояния камня, клал себе на плечи, - через час оно становилось тёплым и сухим».
«Они вырабатывают тепло»
В 1981 г. в Копане побывала группа учёных из Гарварда во главе с профессором Гербертом Бенсоном. Они отметили: монахи, по­гружаясь в медитацию, сидели на ледяных глыбах всю ночь напролёт без каких-либо последствий, в то время как наблюдатели эксперимента получили обморожения рук и ног. Ланг Санг приводит в пример мастера Чжоу, прозванного «Жемчужиной Китая». Этот монах-отшельник умеет нагревать предметы руками - Чжоу демонстрировал, как прикосновением вскипятить воду в кружке или… поджарить на ладони яичницу. Так в чём же секрет? Учёные разделились во мнениях. Одни считают это чудом, вторые - ловкими фокусами.
- Всё достаточно просто, - заявил  Нгаванг Т­аши, заместитель настоятеля монастыря. - Первое, чему учат на медитациях, - это распределять энергию внутри тела. Монахи заставляют кровь приливать к мозгу, регенерируют тепло в нужных участках и расширяют сосуды, «переключая» функции кровяного давления. Разве такие вещи чудо? Способности монахов на первый взгляд кажутся необычными лишь потому, что человек не использует 95% возможностей своего организма. А ведь это даже не изобретение монастырей. В высокогорных деревнях Тибета зимой зачастую нет деревьев для отопления, и местные жители с древнейших времён используют медитации для сохранения в теле тепла.
«Министр обратится в козла». Репортаж с курсов перерождения душ в Непале
Естественно, искусству туммо учатся годами - на ночёвки во льду выходят не новички, а монахи с 20-летним стажем. Между тем, как указывают в Копане, умение выборочно концентрировать тепло в руках или ногах (как у мастера Чжоу) содержится и в практике популярной в Китае дыхательной гимнастики цигун. Способностью не замерзать во время медитаций обладает также голландец Вим Хоф, разъезжающий по всему миру с шоу, - он часами сидит в кубе, набитом льдом. Но это далеко не всё. Оказывается, в Копане есть монахи, разрабатывающие способность… летать. Они десяти­летиями практикуют древнюю тибетскую медитацию лунгло - систему психофизических упражнений, включая смену способа дыхания и концентрацию мыслей. С помощью этого человек, как доказывает лама Ланг Санг, может изменить свой вес. 
«Напряжение - это смерть»   
Разумеется, о полётах между городами и свободном парении в небе речи не идёт. Однако в разное время двое тибетских монахов в Непале (каждый в возрасте 90 лет) демонстрировали способность ходить, не оставляя следов на песке. Правда, левитацию тибетцев европей­ские учёные не признали, по­считав её гипнозом зрителей.
- Суперспособности не нуждаются в доказательствах, - утверждает лама Ланг Санг. - Мы не можем создавать предметы из воздуха или исцелять прикосновением. Однако концентрировать в теле энергию, управлять потоками крови и улучшать собственное здоровье путём медитаций способен каждый человек. В первую очередь для туммо и лунгло нужно обрести внутреннее спокойствие. Важен даже момент приёма пищи. Нельзя глотать целые куски: есть надо неторопливо и вдумчиво - только тогда еда усваивается организмом, давая нужные витамины. Вы, наверное, заметили, что среди монахов, как правило, нет толстяков. Расслабление есть жизнь, а напряжение - смерть. Если ты спокоен, тогда ты сможешь достичь многого.
И верно: не только для тибетских, а и вообще для буддий­ских монахов главный принцип - это сохранение спокойствия. На днях я побывал в Таиланде, в лесном монастыре Луангта Буа Янасампанно под городом Канчанабури, где вместе с монахами живут сто тридцать диких (!) тигров. За 20 лет здесь не произошло ни одного нападения зверя на человека. «Всё достаточно легко, если мысленно поменяться с животными местами, - считает доктор Сомчай Визасмонгколчай, с­отрудник монастыря. - Иначе говоря, каждый тигр должен стать монахом и каждый монах должен стать тигром. Мы кормим зверей варёной курицей, чтобы в пищу не попадала живая кровь, поэтому они неагрессивны. И проповедуем правильное восприятие мира: тигры - наши братья, они населяют планету, как и мы».
Я был свидетелем, как полосатый «брат» грозно зарычал на монаха, но тот лишь спокойно поднял вверх ладонь - и животное легло у его ног, урча, как котёнок. Особенность монахов затерянных в горах монастырей управлять дикими зверями и даже погодой отмечали и европей­ские исследователи Азии в начале XVI в. Согласно древней тибетской религии бон, всё в мире подчинено закону вибраций: и живые существа, и неодушевлённые предметы вибрируют с определённой частотой. Монаху нужно найти ключевую волну и настроиться на неё для управления природой. И дело не только в тиграх - в Тибете IX в. монастыри бон по просьбе царя вызывали снег и дождь. Впрочем, это скорее легенда.
Ламы Ланг Санг и Нгаванг Таши демонстрируют мне, насколько во время медитаций человек «отключён» от любых чувств. Монаху прокалывают ладонь длинной иглой, но он даже не морщится - совершенно не чувствует боли. Для «специалистов» по медитациям легко настолько замедлить сердце­биение, что пульс вообще не прощупывается. Здешние монахи не ездят с гастролями по миру и не извлекают дохода из уникальных способностей. Пожалуй, такое поведение - лучшее доказательство того, что тело человека и вправду является кладезем возможностей. Если, конечно, правильно их применять…